История школы » В. Г. Белинский атындағы орта мектеп
Алматы облысы
Қарасай ауданы білім бөлімінің
"В.Г.Белинский атындағы орта мектебі"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі :
+7(72) 43-50-93
Есепші бөлімі:
+7(72) 43-50-93
Нашар көрушілер
нұсқасы
03
май
2022

История школы

       1.1 История основания старейшей школы города

История основания школы тесно связана с историей основания города. Одним из первых мероприятий в казачьей станице Любовинской  было строительство церковного прихода и церкви в 1866 г. В станицу послан священник. По тогдашним законам церковный приход осуществляет воспитание казачества в духе веры в бога, царя и отечества.

 В 1867 году казаки Семиреченского полка посылают начальнику 10-го полка округа свой «приговор» с просьбой открыть в станице школу. Решение вопроса затруднялось тем, что нужно было в эту школу  найти учителя и место для ее размещения. Вопросы по этому времени далеко не простые. Первым учителем стал один из самых грамотных казаков – урядник Ананий Бутин, который был главой одного из первых насельников  казачьей станицы.  Первыми казачьими семьями, поселившимися здесь, для охраны  от кокандцев также были – Бутурлины, Колчины,   Моторины, Кораблины и др. всего чуть более 20 семей казаков. Интересный факт. В нашей школе и ныне учителем математики и информатики работает  потомок того первого учителя Анания Бутина – это Вера Николаевна Хациева ( в девичестве Бутина)

По просьбе жителей выселка Любовинского столоначальник Калачев входил с представлением к наказному атаману Семиреченского казачьего войска о чем имеется приказ от 10 августа 1867 года за № 342 «Об учреждении выселковой школы, об определении в оную учителем строевого младшего урядника Анания Бутина». На это штаб Семиреченского казачьего войска утвердить согласие не изъявил, и приказал сообщить жителям выселка Любовинского, что его превосходительство находит:

  1. Так как все жители обязаны законом посылать своих детей в школу, то все должны вносить равномерно деньги на содержание школы.
  2. Так как священник означенного выселка взял на себя труд заниматься обучением детей, то урядник Ананий Бутин должен быть назначен помощником к нему» [3]

Вышли из положения и с помещением. Казак Русиков безвозмездно отдал дом под помещение для школы, где она просуществовала в течении 22 лет. К сожалению, это здание не сохранилось. Содержание учителя и школы станичники взяли на себя.

В Центральном государственном историческом архиве Казахстана сохранился документ об оснащении школы «книгами и разными вещами», то есть всем, что учитель выселковой школы урядник А. Бутин получил:

  • 35 таблиц для начального обучения
  • 5 азбук
  • «Евангелие» для чтения
  • 1 краткую священную историю
  • 1 краткий священный катехизис
  • 1 арифметику
  • 1 грамматику

        С этим «научным» оснащением началась история школы.

Не все казаки с восторгом приняли открытие школы.  В апреле 1868 г. из станицы в Верный был послан рапорт, в котором говорилось, что жители выселка разобрали своих детей для «хлебопашества». Школа опустела, и потребовался приказ наказного атамана вернуть детей в школу. Г.А. Колпаковский предпринимал всяческие меры, чтобы заставить  казаков обучать своих детей. Известно им посланное специальное предписание в церковные приходы - неграмотных казаков не венчать в церкви. После А. Бутина детей обучали казаки, окончившие эту школу, такие как Пичугин,  малолетка Колмогоров. Из 46 учеников, обучавшихся в школе, большинство были мальчики (41 человек). Основными предметами были: чтение, закон божий, священная история и церковное пение.

          По данным проверки 1877 года из 47 учеников по списку постоянно школу посещали только 24, из них только 5 умели читать. Остальные были совсем неграмотными. Еще хуже дело обстояло с коренным населением – казахами. В волости насчитывалось всего 25 учащихся, которых обучали 3 муллы. Вся политика царизма на Востоке сводилась к тому, чтобы население было темным и необразованным.[3]

Более квалифицированно начал заниматься обучением детей, прибывший в 1884 (1886) г., окончивший Туркестанское педагогическое училище Захар Иванович Колчин, который до конца своей жизни (1926 г.), отдавал много сил образованию и воспитанию детей. В первые годы он занимался на дому, а позднее, с 1889 г. в школе, построенной на  деньги станичников и отставного губернского секретаря А.Е. Кудрина, который также занимался обучением детей с 1886 г. по 1913 г. После чего был отстранен за вольнодумное поведение и связь с Павлом Михайловичем Виноградовым, работавший в то время учителем. В 1913-1914 годах под руководством Павла Михайловича Виноградова был создан кружок народного просвещения, в который входили: З.И.Колчин, А.Е.Кудрин, М.И.Орлов и др. этот кружок вел большую работу среди бедняцких слоев населения.   [4]

С историей школы связано и появление в станице первой библиотеки. Сохранились сведения о ее фонде. Книг для чтения было 57 экземпляров для руководства( видимо учебники и методическая литература) – 240 экземпляров. [4]

В 1907 году была построена церковно-приходская школа с четырехлетним обучением. При наличии новой школы обучение грамоте было охвачено не многим, более 40% детей школьного возраста, а остальные оставались неграмотными. 

Особой заслугой деятельности политического ссыльного Виноградова является организация в станице воскресной школы для взрослых. Ее посещали в основном переселенцы, которые батрачили на богатых казаков станицы. Свою деятельность в воскресной школе Виноградов не ограничивает только обучением. Как доносил станичный атаман, Виноградов ведет «антиправительственную пропаганду» настаивает батраков против богатых батраков т.е. речь идет о революционной деятельности П.И.Виноградова. Оценивая деятельность Виноградова, станичный атаман потребовал убрать из станицы учителя-бунтовщика. И в 1914 году его переводят в Илийскую станицу

1.2 Изменения в школе с приходом Советской власти.

В 1919 г., на базе существовавшей уже более 50 лет старой школы была образована единая трудовая школа первой ступени. Директором был Колчин З.И. Позднее его заменил  Палехов. 

Случайно сохранилась фотография 1924 г. сделанная в дни празднования 7-й годовщины Октябрьской революции. На ней весь педагогический коллектив школы, который состоял из 4 человек (зав.школой Палехов с супругой, старший учитель Колчин З.И., учитель Кутайсов Л.И., техничка Анищенко. 


В это время в школе обучалось 84 человека. Основными предметами были: грамматика, арифметика, чтение, история,   музыка. Школа принимала активное участие в подготовке и проведении новых советских праздников. Традиционными были маевки и субботники. Большим событием в 1930 году явился переход  из аульной школы в райцентр. В эти годы школка  была единым культурным и образовательным центром молодежи. Поселок рос, увеличивалось количество детей. Под школу отдавали все новые здания. В классах одновременно сидели ученики 1,2,3 классов.

1.3 Школа в предвоенные и военные годы

 В 1930-36 гг. школа стала называться школой колхозной молодежи. Директором был Ким Михаил Иосифович. Школьные здания были разбросаны по всему поселку. Основное здание находилось на углу Школьной (ныне Абая) и Торговой (ныне Карасай батыра), в ней обучались старшеклассники, а начальные классы размещались в неприспособленных помещениях, жилых домах бывших кулаков.  


   В 1937г. школа стала русской средней школой. В этом же году построено второе специальное здание для школы на углу улиц Ленина (ныне Умралиева) и Фрунзе (ныне Аймаутова), рассчитанное на 160 ученических мест. В это здание и перевели все русские классы, а в старом здании на базе казахских классов основали казахскую школу, позже получившую имя Абая, именно в ней учился наш президент – Н.А. Назарбаев.

 

Здание построенное в 1937 г. Концерт учителей и учащихся по поводу открытия школы. Впоследствии на ее месте появилась современное здание школы.

  В 1937 году Учебные комнаты  начальной школы были разбросаны по всему Каскелену. Одно из таких зданий находилось на углу Умралиева (б. Ленина)  и ул. Саламатова (б. Свердлова), рядом со зданием пересыльной тюрьмы. Позже там построен кинотеатр «Дружба»,сейчас это развлекательный комплекс «Достык». 

  

Здесь на месте современных зданий также располагались здания начальной, а позже средней школы.Из всего комплекса школьных зданий до сегодняшнего дня сохранились  лишь немногие. В том числе, на углу ул. Аблайхана и Д. Бедного. 

    В 1939 г., теперь уже в новом здании на углу ул. Фрунзе и Ленина, состоялся первый выпуск. Окончили среднюю школу 9 человек: Юнак Владимир, Петров Григорий, Дубровин Анатолий, Джигурда Борис, Рыдванов Сергей, Колчин Илья, Василенко Иван, Анищенко Яков, Педоренко Николай.

Найдена фотография первого выпуска. На фотографии 5 выпускников из 9. (10)

 

На фото стоят – Петров Г., Рыдванов С, сидят- Юнак В., Дубровин А., Джигурда Б. (фото из из семейного архива семьи Терновских)

В 1940 году обучалось 645 детей, работало 20 учителей. В годы войны в школе работали учителя эвакуированные из западных регионов страны, с блокадного Ленинграда, Москвы, Московской области.

В 1941 году на выпускной вечер средней школы, по свидетельству педагога-ветерана Бочкарева Н.Н., была приглашена Куляш Байсеитова. На вечере, выпускникам была дана вот эта клятва:

Бороться и искать,

Найти – и не сдаваться!

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастье, куда б не повело_

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам – Каскеленское село!

Мы, ученики 10 класса Каскеленской средней школы, клянемся при любых обстоятельствах встретиться  (через 5 лет) 11 июля 1946 года в здании нашей школы и нашего класса. общий договор лежит в саду Немаловой (ленинская 53). Ученики 10 класса 1940-1941 года выпуска- Давыдова Ольга , Немалова Шура, Куляндина Зина, Бондарева Лидия, Шерешова Соня, Кремницкая Фрося, Мыц Ульяна, Скударнова Мария, Борисевич Надя, Метрапольская Нина, Жуковская Ванда, Климов Иван, Бутин Борис, Игнатченко Иван, Кулагина Аня, Новасадюкова Вера,Синенко Василий, Петров Алексей, Безукладников Федор, Годаренко Федор, Внучкова Валя, Сушков Павел, Винников Петр, Непша Афанасий, Беляев Николай, Ванкин Василий – Каскеленская средняя школа, 10 класс 3 июля 1941 г.»

Многим из этих ребят не суждено было больше увидеть своих родных, одноклассников, школу. Они погибли в борьбе  с немецко-фашисткими захватчиками. Вместе с учениками школы бок о бок сражались и учителя – Бородулин В.И., Боровиков Г.И., Тараненко Н.Г. они погибли защищая родину. Имена выпускников и учителей занесены в книгу памяти , написанную к 50-летию Победы в 1995 году: Костякин Михаил, Ворогушин Георгий, Борисевич Дмитрий, Годаренко Николай, Журин Борис, Юнак Владимир, Чаленко Алексей, Семилетка Сергей, Угрюмов Владимир, Шелудяков Михаил, Осмаков Иван, Петров Алексей.

Вернулись с войны и продолжали работать в школе: Шершаков В.Н., Колупаев В.В., Терновский И.И., Бочкарев Н.Н., Дробышев В.В.

В годы войны директорами были – 1941-1942 Ибраев Шамиль Габдушевич, 1942-1946 – Шершаков Василий Матвеевич.С 1946- по 1976 г. – тридцать лет бессменным руководителем был Алтухов Иван Федорович.

1.4. Школа в послевоенный период

В 1948 г. русской средней школе было присвоено имя Белинского В.Г., в честь 100-летия со дня смерти выдающегося критика и педагога

 С 1932 по 1965 гг. в школе обучались дети из детского дома. Здания школ располагались по улице  Пушкиной и по улице Ленина. В работе представлены фотографии этих зданий в разное время.  



Более двух тысяч детей сирот получили среднее образование за это время. В 50-е годы, по воспоминаниям выпускников, в классах стояли печи, которые топили сами ученики.  

Среди учащихся выделялись детдомовские, их хорошо одевали и кормили. Обучение в школе было платное (200 рублей в год). Дети учителей за обучение не платили. Среди учебных предметов в послевоенное время много внимание уделяли военному делу. По свидетельству Бутиной З.И., учащимся очень нравилась русская литература, так как вела их очень хорошая, умная и талантливая учительница- Молодцова Н.И., она же вела драм кружок. Так как в школе не было специального заведения все праздники, новогодние елки проводились в конце коридора или в классных комнатах. Любили собираться, обсуждать книги, так как телевидения еще не было. Занимались спортом, пели в хоре, играли на музыкальных инструментах. Иногда ездили на экскурсии в город, хотя это было не очень комфортно, потому что ездили на грузовой машине по мощенной кирпичами дороге,  но все равно поездки очень нравились. Старшеклассники в свободное время, помогали строить ГЭС, работали в колхозе, достраивали свою школу. 

С 1946 по 1976 гг.- тридцать лет бессменным руководителем школы был Алтухов Иван Федорович. При нем школа разрасталась с каждым годом. Ребята сами под руководством учителей достраивали классы, спортзал, мастерские, зарабатывали деньги на стройматериалы  на сельхоз работах в колхозах имени Буденого и Комитерна. В 1948 году к школе пристроены 6 классных комнат. 

В 1955 году в школе обучалось 722 человека, работало 48 учителей, 13 из них с высшим образованием. В этом же году построены школьные мастерские. В 1958 году построены школьные мастерские. 

В 1958 году построено 4 классных комнаты и спортзал. В школе установлено водяное отопление.

 

1.5. Школа в 60-80 годы. Подготовка и проведение 100-летнего юбилея школы


 Знаменательным был 1963 год, когда село было преобразовано в город Каскелен. К школе в этом году  было пристроено еще 2 классные комнаты. 



Здание школы в год столетнего юбилея

 30 сентября 1967 г. школа праздновала свое 100-летие. Инициатором празднования был Алтухов И.Ф.     В этот год в школе уже обучалось1019 учеников, педколлектив составлял 50 учителей, 9 из них награждены орденами и медалями СССР. 

  

Школа считалась самой лучшей по качеству образования и воспитания. В этот период школа славилась своим хором состоящим из 100 человек. Бессменным руководителем хора был Дробышев Василий Петрович. Им также был создан школьный духовой оркестр.

  

Занимались художественной самодеятельностью под руководством Терновской Н.Ф.  Всего в школе работало более 30 кружков и секций.

 Школа занимала первые места в спортивных соревнованиях. Принимала участие в туристических слетах и военизированных играх  «Зарница», «Орленок».    Собирала и сдавала металлолом и  макулатуру стране. (см.фото ниже)

 

1.6.Школа в 80-е годы.

В 80-е  годы   школой руководит Хальзов В.А. ,большая работа проводилась по военно-патриотическому воспитанию. 

 

Военрук Колупаев В.В. обучает будущих солдат.        Встреча комсомольцев с ветеранами войны.

В 80-е годы в школе работают  немало талантливых педагогов, ныне ветеранов педагогического труда. Такие как Никулина Н.П., Семижонова  Н.Е.,   Долматова Н.В. , Абдуллина З.Е., Цветкова  С.Г., Петрова Н.И. 

   




   

1.6 Современная школа.

1.6.1. 90-е годы. Переход в новое здание

В 1988 году в  здании старой школы был последний выпуск. Учащихся и педколлектив на   время перевели в здание на ул. Барибаева, где  ныне находится средняя школа им. Керимбекова. А на месте  старой  школы началось строительство. Стройку осуществляла ПМК-62, которое в  то время возглавлял Зайко С.Д., тоже бывший выпускник   школы

Строительство шло быстро и в 1989 году она сдана в эксплуатацию . В феврале 1990 года школа перешла в новое типовое здание. В ходе поисковой  работы удалось найти несколько фотографий тех лет. Фотография, где запечатлено строительство   школы и  несколько фотографий торжественного митинга в честь открытия школы, где ее директор Хальзов В.А. получил символический ключ от нового здания.

 


  

 

Первая линейка во дворе новой школы 

  

В новой школе появились первые компьютерные классы. В новом здании два спортивных зала.. Здесь начинают проводить многие районные спортивные мероприятия .

По инициативе директора  8 –е   классы начинают углубленно изучать физику и математику 

 

Выпуск 1994 года. Это те самые 8 классники , которые занимались по углубленной программе.  11 уроков математики в неделю не прошли даром. Все 19 учащихся закончили на «4» и «5». Большинство из них ныне являются кандидатами и докторами наук и преподают в ВУЗах Казахстана, России, США, Германии 

 В 1994 году начат эксперимент от школы в гимназию. В 1996 году ей присвоено звание-гимназия имени В.Г.Белинского.


 Праздник презентации гимназии ведут Ольхова Т.А. и Колесникова С.В.


В 1997 году   школа праздновала 130-летие. Каждый класс к этому дню искал и устанавливал связи  с выпускниками школы.  По итогам этой работы были оформлены газеты по годам выпусков и составлен следующий отчет :

  • За годы 130-летия школа обучила около 9 тыс. человек
  • Из них – 72 закончили школу с золотой медалью, 45 с серебряной 
  • Установлен контакт с 1830 выпускниками
  • Выявлено , что 73% от общего числа выпускников получили высшее образование
  • 3 выпускника стали профессорами 
  • 12- докторами наук
  • 49- кандидатами наук
  • 1 сенатор при Президенте РК
  • 56 выпускников стали  руководителями республиканского уровня
  • 284 выпускника- руководителями областного масштаба 
  • 513 выпускников  руководителями районного и городского масштаба 
  • Около 1200 работают в системе образования

1.6.2 Школа в начале 2000-х. празднование 130-летия и 140-летия школы


  

В 2000 году школа стала лауреатом республиканского конкурса «Школа года». Школа вошла в состав 50 наиболее знаменитых школ Республики Казахстан. С 2000 года директором школы становится Ешимова Р.С. 

Несмотря на трудности переходного периода школа продолжала работу по воспитанию подрастающего поколения. Проводились  интересные  семинары и конкурсы среди учителей по внедрению инновационных форм в работу кафедр.

   

Кафедра иностранных языков          Кафедра казахского языка          Победители конкурса -кафедра МИФ

Огромное внимание в школе уделяется воспитательному процессу, формированию гармонично развитой личности. С этой целью проводятся конкурсы, осуществляются поездки по сакральным местам, музеям , театрам.

 

На иссыкских курганах. Беседу ведет знаменитый археолог- Бекен-ата. Один из открывателей «Золотого человека»

Творческий подход к детям  осуществляла библиотекарь Кораблина О.К.. Празднование 70 летия газеты «Дружные ребята». Проводятся совместные мероприятия с районной библиотекой по защите прав ребенка. Активную работу проводят члены клуба Фемида.

   

В 2007 году школа празднует 140-летие. На празднование пришли ветераны труда.

  

По случаю празднования юбилея школы учителю математики и информатики – Хациевой В.Н. вручена почетная грамота от Министерства образования и науки РК. В  дни празднования  юбилея в школе прошли концерты, классные часы, конкурсы, викторины посвященные истории школы . Бывшие выпускницы школы пришедшие работать в нее   Смолина Г.Н. и Кораблина О.К. – в качестве почетных гостей на классном часе поделились своими воспоминаниями. На торжественной линейке чествовали  учителей школы, бывших ее выпускников. И на главном  торжестве появилась возможность  выпускникам встретиться  друг  с другом через 20-30 и более лет . 

 

       1.6.3. 2008 год -2016 годы. На пути к новому юбилею

Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем в профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни. Педагогический коллектив  старается идти в ногу с современными  требованиями, проводя семинары по внедрению инновационных технологий. Нетрадиционные формы проведения уроков, родительских собраний, внеклассных мероприятий делают их более интересными  и эффективными. 

 

 Школа сегодня-это школа-продолжатель всех добрых традиций старой школы. Но она не стоит на месте. Внедряются новые технологии. Этому посвящены интерактивные семинары на которых  делятся опытом  педагоги-ветераны: Нургажаева Г.З., Жолдыбаева С.Б, Носовец В.Н., Ольхова Т.А.




  

В 2012 году в школе создается организация «Жас Улан» - главная цель, которой является воспитание патриотов  страны. Среди почетных гостей праздника – ветеран войны Федотов Ф.М 


Школа часто принимает гостей из других школ района и области. В 2012 году почетными гостями  стали члены американского конгресса и представители акимата, которые познакомились с  творческими достижениями  учителей и учащихся школы 

 


1.6.4. 2017 год - празднование 150-летия школы

Празднование проходило на протяжении трех дней. 1-го ноября 2017 года в первый  день празднования проведена торжественная часть с участием почетных гостей в этот день был открыт школьный музей, проведена презентация книги «Этапы большого пути», в этот же день гостям был представлен 1-ый выпуск школьной газеты-«Конырау» и затем состоялся праздничный концерт. 

Тепло поздравили педагогический коллектив и учащихся с этим событием руководитель районного отдела образования Гульнар Такимова, председатель районного совета ветеранов Сайлаубек Кыдыралиев, ветераны педагогического труда – Ултусын Бархинова, Аклия Бикпайкызы, Сагат Масимакымов, который такжде является председателем общественного совета района, профсоюзный лидер педагогов района Сара Байбасынова, экс директор Сауле Алиппаевна Мендекулова. 

Большое впечатление на гостей школы произвел подготовленный праздничный концерт. Особое историческое значение имело подготовленная ребятами инсценировка о казаках станицы Любавинской, в которой отразились события 1867 года, описанные в книге «История Семиреченского казачьего войска», это был диалог между школьным учителем-атаманом столицы и первым школьным учителем урядником Ананием Бутиным. 

2-го ноября проведена встреча выпускников, для которых также были организованны экскурсии по школе, школьному музею и концертная программа. В завершении проведены экскурсии и концерты для педколлектива и учащихся.


 




 


1.6.5. Директора школы

Что мы знаем о первых руководителях школы? Вполне понятно, что урядник Ананий Бутин совмещал в себе, по всей видимости и должность учителя и директора. К сожалению, информация и фотографии не сохранились. Скудная информация говорит только о трудностях, которые ему пришлось преодолевать. Чуть больше сохранилось сведений о  Захаре Ивановиче Колчине, который почти полвека преподавал и  руководил школой (с 1883 (1886 г.) по 1926 год), отдав много сил образованию и воспитанию детей.

 

                    Колчин З.И.                                      Палехов И.А.

В 1919 г., уже в советское время, школа была преобразована в единую трудовую школу первой ступени. В первое время директором был Колчин З.И.. Позднее его заменил  Палехов Иван АлфентьевичА Колчин З.И  работал до конца своих дней старшим учителем.


 В 1930-36 гг. школа стала называться школой колхозной молодежи. Директором был 


                                     Ким Михаил Иосифович   


В годы войны директорами были – 1941-1942 Ибраев Шамиль Габдушевич, 1942-1946 – Шершаков Василий Матвеевич.

 

                    Ибраев Ш.Г.                                 Шершаков В.М.

С 1946- по 1976 г. – тридцать лет бессменным руководителем был Алтухов Иван Федорович, заслуженный учитель Казахстана.

 

Алтухов И. Ф.

Алтухов Иван Федорович очень много сделал для школы. Школа преобразилась и укрепилась материально. Подробно о сделанных им преобразованиях сказано выше, в разделе «Школа в послевоенный период». Алтухов И.Ф. был инициатором празднования 100-летия школы, именно бод его руководством впервые был собран огромный материал по истории школы. Первый раз праздновался юбилей  30 сентября 1967 года. 

Найдена  уникальная   фотография, где  Алтухов И.Ф. со своими коллегами во дворе  старой  школы.

 

На фото слева направо: Кан Григорий Алексеевич, Карелов Адольф Федорович, директор - Алтухов Иван Федорович, завуч - Шершаков Василий Матвеевич, Анашкин Петр Ефимович - обществоведение, географ-Приходько Алексей Тимофеевич, завуч-Кондратюк Петр Александрович, трудовик-Лапин Петр Михайлович, физруки -Абижанов Болат Ныгметович, Тарабанов Сергей Федорович  

Следующим директором стал Хальзов Владимир Андреевич, Отличник просвещения СССР, отличник народного образования Казахстана, который также долгие годы руководил школой  с 1976 по 2001 год

  

                                           Хальзов В.А.

Опыт учителя географии и руководителя школы, начиная с 1952 года он возглавлял школы в Кокчетавской и Алматинской областях, а с 1968 года был заведующим Каскеленским РайОНО,- в полной мере раскрылся в средней школе имени В.Г.Белинского. В трудные 90-е годы Владимир Андреевич сумел убедить городские власти отказаться от "достраивания " очередного нового корпуса к старому зданию школы  в пользу строительства третьего современного здания школы..Благодаря усилиям педагогического коллектива школы во главе с Хальзовым Владимиром Андреевичем в !996 году школе был присвоен статус гимназии. В школьную программу вводятся новые предметы, такие как "Риторика", "Основы интеллектуальных умений","Экономика", "Мировая художественная культура". .Авторами их программ и методических материалов становятся учителя школы. В школе открываются пять компьютерных классов, один их которых  был подарен Президентом РК Н.А.Назарбаевым. Для учащихся открываются клубы "Содружество" (руководитель Омаргалиева Т.К.),в который вошли пять национальных центров, клуб"Фемида" руководитель (Разнова В.А.), клуб "Здоровье" (руководитель Гарманова С.П.),художественные студии "Палитра" и "Мозаика" (руководитель Джантулекова С.С.), детское научное общество "Аргонавты" ( руководитель Гарманова С.П.). Ряд учителей получили высокое звание "Отличник образования Каз.ССР", среди них и директор Хальзов Владимир Андреевич. В 2000 году школа имени ВГ.Белинского была признана лучшей школой Алматинской области на конкурсе "Школа Года"

На посту  директора   Хальзова В.А.  сменила Ешимова Раиса Советовна - руководила школой 2000-2003 годы. При ней в  2000 году школа стала лауреатом республиканского конкурса «Школа года». Школа вошла в состав 50 наиболее знаменитых школ Республики Казахстан.

 

                                   Ешимова Раиса Советовна 


С 2003 по 2014 гг. школу возглавляла Мендекулова Сауле Алиппаевна

 

                              Мендекулова Сауле Алиппаевна


Педагоги и учащиеся занимаются научно-исследовательской деятельностью, представляя свои научные работы в МАН и «Дарын»,принимают участие в олимпиадах школьников, конкурсах.    Высоких результатов научной деятельности добились Кандыков В, занявший 1место в Республиканской олимпиаде школьников по казахскому языку в 2002 году(учитель Капанова А.Н.), Омарбеков А., занявший 2 место на Международной олимпиаде по математике в Греции в 2004 году(учитель Семижонова Н.Е.). В школе  продолжают работать  клубы по интересам: «Фемида», «Содружество» , «Здоровье».     Определённых успехов добиваются руководители спортивных секций-учителя физкультуры Русяев В.Ф..Переверза В.С, Васютина О.А., Шамшетов А.А.. Их питомцы ежегодно принимают участие в различных спортивных соревнованиях разного уровня и занимают призовые места. Лучшими являются достижения Хациева Игоря., занявшего 3 место по греко-римской борьбе в Международных азиатских играх в Японии в 2005 году, Скударнова Павла - члена клуба ЦСКА, занявшего 2  место в Республиканских соревнования по футболу среди юношеских команд в 2008 год, Абдыбекова Жандоса. члена клуба ЦЕСНА, занявшего 3 место в элитном раунде чемпионата Европы по футболу среди юношеских команд в 2008 году.       В работе с одаренными детьми коллектив школы придерживается принципа: выявлять и развивать творческие способности   учащихся. Ученик 3 класса Ибрагимов Мурат в V Областном конкурсе «Дельфийские игры» занял 1 место (2009 г.).Ученица 7 класса Сеймаханова Диана стала победительницей  Международных конкурсов среди исполнителей восточных танцев в 200 году. Ученица 8 класса Лукманова Рауан и ученик 7 класса Пермухамедов Амир стали дипломантами Международного Детского конкурса в стане в 2009 году, ученик 3 класса Татаров Камиль занял 2 место в номинации Танец в Международном Детском   конкурсе в Болгарии в 2008 году.    Учителя имеют награды: медаль   Ыбрая Алтынсарина –Малышева С.И, грамоты Министерства образования РК - Хациева ВН, Омаргалиева Т.К ., Жолдыбаева С.Б,звание «Заслуженный учитель Казахстана» - Переверза В.С.,звание «Отличник образования Каз ССР» - Чеусова Т.Н.,Колесникова С.В.,Русяев В.Ф., Русяева Ж.В. и др.

В настоящее время с 2014 года школой  руководит –Кемпирбаева Айгуль Сатановна

 

Закончила КазЖенпи в 2002 году, в 2014 году окончила курсы Центра педагогического мастерства «Назарбаев интеллектуальные школы» Кембриджеского университета. Школа принимает активное участие в международных проектов , организованныхи по линии ЮНЕСКО. Ученики и учителя школы систематически занимают призовые места в международных, республиканских, областных, районных олимпиадах и проектах. В школе создано 8 творческих групп, которые распространяют новый подход обучения. Открыт музей истории школы к 150-летию со дня образования. В целях патриотического воспитания подрастающего поколения в школе действует акция    «Я помню, я горжусь !» , для оказания  помощи ветеранам ВОВ.  . Школа добивается стабильного роста показателей среднего балла ЕНТ (2013-2014гг.- 77 баллов, 2014-2015гг.- 80,2 , 2015-2016гг. -84,2  баллов). 

1.6.6. Заслуженные учителя школы

В школе работали немало учителей получившие высокое звание- «Заслуженного учителя Казахской ССР» и « Отличника народного образования Казахской ССР». Одним из первых  высокое звание «Заслуженного учителя Казахской ССР»  получил Исаков А.В.,  который работал в школе с 1939 по 1956 гг. 

В 50-е годы начала свою педагогическую деятельность учитель математики – Никулина Т. В. .,также получившая высокое звание заслуженного учителя КазССР. Около 30 лет отдала работе в школе. Именно она одна из первых стала применять метод дифференцированного обучения, почти на каждый урок Таисия Васильевна готовила карточки с индивидуальными заданиями. 

Среди математиков работавших в конце 50-х-60-е годы можно отметить Сон Е. И. и Кан Г. И., которые были кумирами не только учеников, но и молодых учителей. Подготовили большое количество победителей областных и республиканских олимпиад.

Большая когорта учителей филологов-литераторов, в 60-е-70-е годы получили звание « Отличника народного образования Казахской ССР». Это – Орлова Н.Ф., Молодцова Н.А., Молодцов В.К.,Темирбулатов А.И., Абдулина З.Е.. Особо необходимо отметить педагогический талант Богатыревой В.Н., которая по первоначальному образованию являлась артисткой театра. Ученики с огромным удовольствием ходили на ее уроки литературы, так как она обладала талантом декламации, очень красиво читала стихи и сама сочиняла. Небольшие стихотворения о правилах и орфограммах русского языка, помогали детям понять и запомнить их. Учителя литературы вели в школе драм кружки и готовили спектакли по классическим произведениям. 

В советской школе большое внимание уделялось профессионально-технической   подготовке учеников. Огромную роль в этом играли учителя труда, многие из них также были удостоены высоких званий. Это Терновский И.М., Юнак Н.С., Лапин П.М. Готовясь к выставкам по техническому моделированию вместе с ребятами, работали днем и ночью.

Высокое звание «Заслуженного учителя Казахской ССР» получила учитель начальных классов Белокурова Татьяна Никитична. В школе работало множество семейных пар, большинство из них получили звание « Отличника народного образования Казахской ССР». В том числе Приходько А.Т.(учитель географии) и Приходько В.Д.(учитель биологии), Терновский И. М.(учитель труда) и Терновская Н. Ф.(библиотекарь, вела кружок танцев и драм кружок), Молодцов В.К. и Молодцова Н.А. (учителя литературы), Бочкарев Н.Н.(учитель английского языка) и Бочкарева Р.К. (учитель физической культуры).

По неполным данным в 70-е годы в школе Белинского работало около 20 учителей имевших высокое звание « Отличника народного образования Казахской ССР», среди них нужно особо выделить Хальзова В.А., Алтухова И. Ф., Чеусову Т.Н.. Учитель физики Чеусова Тамара Николаевна, труд которой отмечен множеством грамот, наград, за свои 52 года педагогического стажа подготовила огромное число победителей областных и всесоюзных олимпиад. Была депутатом областного совета нескольких созывов.

       Звание  «Отличник образования Каз ССР» в 80-е90-е годы получили - Т.Н.,Колесникова С.В.,Русяев В.Ф., Русяева Ж.В.

В настоящее время в  школе работает немало достойных учителей. Некоторые из них также отмечаются почетными грамотами и медалями. В 2007 году Нагрудный знак Министерства образования и науки Республики Казахстан «Ибрай Алтынсарин» получила учитель физики Малышева С.И. Звание «Отличника просвещения Республики Казахстан» в 2015 году получил учитель биологии и географии Асмольский С.А. В 2017 году награды «Білім беру ісінің үздігі» были удостоены Малышева С.И, Молдажимова А.М., Зарипова Н.К.   

1.7. Питомцы школы

         Любая школа всегда славилась своими выпускниками – питомцами. Многие наши ученики, достигли определенных высот этим прославляя свою школу. Среди выпускников немало важных людей, достигших больших высот в   жизни. Это депутат Мажилиса Парламента Кадырова Сауле Жусуповна, известный бард, музыкант Маринкин Анатолий Петрович, кандидаты физико-технических наук Пичугина Любовь Илларионовна, много лет возглавлявший Усть-Каменогорский свинцово-цинковоый комбинат Кулепов Асхат, Юлия Алексеева – редактор  филиала журнала «FOX» , Н.П.Маслацова, выпускница 1995 г. – кандидат  экономических наук, исполнительный директор АО «Евразийский банк». Часть выпускников школы занимает и сегодня руководящие посты в организациях и  предприятиях, внося свой  посильный  вклад в   повышение  благосостояния  города, района, области и  страны. К   примеру, Б.О. Умралиев долгие   годы  возглавлял газовое хозяйство, а  сама  школа находится  сейчас   на улице, названной  именем  его отца - Абена Омиралы. Другой  выпускник школы Зайко С.Д. возглавлял ПМК и  в   свое  время  руководил строительством нового здания  для   родной  школы. Пилипенко Александр Сергеевич, доктор биологических наук в институте цитологии и генетики СО РАН /Новосибирский государственный университет/, в данный момент имеет собственную лабораторию и многие другие

         Школа гордится своими выпускниками, среди них есть и  ученые, и депутаты, журналисты и  знаменитые врачи, спортсмены, артисты, геологи и т.п. О некоторых из них удалось найти более подробную информацию.

 

В.П. Маслацов – выпускник 1968 года, участник 100-летнего  юбилея школы,  дбыл депутатом  районного маслихата, директор ТОО «МАВИД», неоднократнопомогавший родной школе. Вырастил троих детей, тоже выпускников нашей школы, достойных граждан  страны 

 

А,П Маслацова(Извекова) – кандидат математических наук. Окончила школу в 1988 году с серебрянной медалью. Последний выпуск из старого здания школы.В 21 год окончила с красным дипломом КАЗПТИ и в 29 лет защитила диссертацию в Институте математики Академии наук. В настоящее время работает менеджером в Швейцарской компании АВВ, ведет совместные казахстано-американские проекты в Техасе  (США) 




 

Канкуров Станислав Владимирович - депутат маслихата города Алматы (с марта 2016 г  по настоящее время) , заместитель председателя Алматинского   городского филиала партии «Нур Отан». Награжден Почетной грамотой Республики Казахстан в 2015 году.  Учился в школе В.Г. Белинского с 1992 по 2001 год 


Сон Эдуард Евгеньевич – преподаватель вуза , доктор физико-математических наук. Окончил аэромеханический факультет МФТИ (1968), аспирантуру МФТИ (1971), кандидат физ.-мат.наук (1972), Премия Ленинского Комсомола (1972), доктор физико-математических наук (1983), профессор (1987), Заслуженный деятель науки РФ (2003), профессор Британского Совета (Уэльс, 1989), профессор Фулбрайта (МИТ, 1991). Проректор МФТИ по научной работе (1992-2007).Основные работы по транспортным свойствам плазмы, неравновесной плазме, гидродинамике, устойчивости, турбулентности, гидродинамике многофазных неньютоновских сред, плазменным технологиям

 

Умралиев Б.А.- выпускник 1976 года ныне, главный учредитель   АО  «Алматы Газсервис-Холдинг», Указом  Президента Республики Казахстан от  05.12.2011 года награжден  Орденом «Құрмет» и другими государственными наградами. Один из инициаторов создания  Мемориала «Вечный Огонь» в центре города Каскелен

 

Переверза Валерий Степанович. Учился в школе В.Г.Белинского  с 1955 по 1966 год. Окончив Казахский государственный институт физической культуры в 1978 году, работал в школе Калинина, в 2004 году пришел в родную школу. Награжден нагрудным знаком «За заслуги и развитие физической культуры и спорта Республики Казахстан», 2008 год. Среди его учеников : Досымбетов Алмабек -кандидат в мастера спорта по биатлону, Кормачев Сергей- футболист команды «Кайрат», Кормачева Олеся, Дунаева Наталья, Белянина Надежда, Даулетова Жания - чемпионы Республики Казахстан по стритбол 2010 года.




 

 

Стадников  Максим   Александрович – ведущий хирург больницы Карасайского района. Окончил КазНМУ имени Асфендиярова в городе Алматы , также медицинский университет в Литве , в городе Каунас. Награжден почетным званием лучший врач Алматинской области 2016 года. 

 

 


А.К .Кантарбаева – доктор экономических наук (Киотский университет, Япония, 1999 т год, научный редактор экономического журнала «АльПари» (Алматы), участник, международных Казахстанско-японских научно исследовательских проектов по проблемам   экономики и  экологии Центральной Азии (1994-2000 гг.), координатор проектов   Всемирного банка (1993-1994 гг.) и Азиатского банка развития ( 1997 год). В 2010 году А.К. Кантарбаева была гостем   школы и подарила  свою книгу с автографом.

Хациев Игорь Валерьевич – мастер спорта по греко-римской борьбе. Призер чемпионата Азии в Японии, чемпион Республики Казахстан по греко-римской борьбе среди юношей.


  

Исаева Атлана Жанатовна


А.Ж. Исаева- в школе обучалась с 1983-по 1993 год, отличница учебы, возглавляла совет дружины, была  последним секретарем  комсомольской   организации  школы.Ныне - Депутат районного маслихата, член Союза журналистов Казахстана, член Ассоциации деловых женщин Казахстана ,главный редактором ТОО «Газета «Заман жаршысы»..,

 

Малик Олжабеков - Заместителем председателя Аэрокосмического комитета Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности (АКК МОАП)  РК назначен 15 Апреля 2017. 2014 году окончил Казахский национальный университет им. аль-Фараби, магистр права, по специальности юриспруденция. 


 

Телеведущая самого рейтингового проекта "Добрый вечер, Казахстан!" на первом канале Евразия - Кетегенова Алуа, выпуск 2001 г.

(кл.рук. Никулина  Н.П.) 

  

Кинербаев Нурлан,  

В 2008 году окончив хореографическое училище имени Селезнева работа в московской труппе Сергея Радченко, которая гастролировала в странах Европы и США. 














Введение

      Любовь   к большой родине начинается с   любви к  малой  родине, любви к родному городу и школе. Согласно  принятому  Патриотическому  акту – "Мәңгілік Ел", молодое поколение призвано бережно относиться к нашему общему историческому наследию. [2] В программной статье главы государства Н.А. Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания",   больше известной как программа   «Рухани жаңғыру», отмечается, что   «…лучшая форма патриотизма – это изучение истории родного края в средних школах». [1] Выбранная тема, не потеряет своей актуальности, так как  любому поколению учителей и учеников будет интересно узнать об истории своей школы, которая является старейшей школой города Каскелен. 

      Поиском и сбором материалов автор занялся с 2015 года. Фактически была продолжена поисковая работа, которая велась в школе долгие годы, но не была систематизирована. Конечной целью данного проекта всей исследовательской работы, обработки архивных документов, фотоматериалов, воспоминания учителей и учеников школы разных лет стало создание школьного музея.

    Работая над темой, автор познакомился с публикациями в местной газете, материалами, собранными к юбилеям школы. Автор выражает признательность за оказанную помощь в сборе сведений, документов и фотоматериалов ветеранам педагогического труда: Бутиным З.И. и Н.П., Бочкаревым Р.К. и Н.Н., Терновским Н.Ф. и И.М., Смолиной Г.Н., Никулиной Н.П., Колесниковой С.В., а также руководителю проекта Разновой В.А.

Цель исследования: 

  • Изучить    историю  школы. Найти информацию о выдающихся учителях и выпускниках. 
  • Используя   собранные архивные документы школы, фотоматериалы, воспоминания учителей и выпускников школы разных лет, подготовить материал для создания школьного музея и издания книги по истории школы.

Этапы работы: 

  • Изучение публикаций, документов, фотоматериалов.
  • Составление анкет для проведения бесед и опросов среди учителей и выпускников.
  • Обработка и систематизация собранных материалов.
  • Создание экспозиции школьного музея
  • Разработка лекций и викторин для проведения школьных экскурсий по возрастным группам

Методы работы:

  • Беседы, анкетирование
  • Систематизация материалов


Заключение

Огромные изменения, происшедшие в последние годы  обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его место и роли в жизни государства. Патриотическое воспитание выступает неотъемлемой составной частью всей деятельности по подготовки подрастающего поколения к выполнению важнейших социальных функций в различных сферах жизни.

Новый казахстанский патриотизм может сложиться не вдруг, не сразу, а в результате совместных усилий граждан, общества и государства. Огромная роль в культивировании духа патриотизма принадлежит краеведческой работе. [5] Изучая свой край, свой город, свою школу, глубже проникая в их историю, мы не только сами проникаемся чувством любви к родине, но и стараемся привить это чувство окружающим людям. Практическим результатом научно-поисковой работы стало создание школьного музея, где проводятся экскурсии для учащихся и гостей школы. Лекции, викторины и экскурсии помогают пополнять знания о родной школе прививать чувство гордости за ее славную историю. Для дальнейшей популяризации истории старейшей школы Карасайского района на основе собранного материала предполагается создать компьютерную программу экскурса по школе и разместить на сайте школы для интернет пользователей. Планируется создать видеофильм по данной теме. 

Автор достиг поставленных целей. Согласно проведенной поисковой работе, собран огромный краеведческий материал, который стал основой для создания школьного музея. Автор пришел к выводу о необходимости продолжения поисковой работы и обновления материалов, представленных в музее. 

Необходимо распространять и пропагандировать опыт поисковой работы и создания школьных музеев в других школах района и области.











Используемая литература:

  1. Н.А. Назарбаев "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания", газета «Казахстанская правда», 12 апреля 2017 г.
  2. Патриотический  акт – "Мәңгілік Ел". Газета «Казахстанская правда», 26 Апреля 2016 г.
  3. Леднев « История Семиреченского казачьего войска», Москва, 1998 г., стр.607.
  4. Мухтарова Т., Красильников Ю. «Люди. Судьбы. Жизнь.», газета «Заман Жаршысы», № 2-3 от 11 января 2008 г.
  5. Мухтарова Т. «На перекрестках истории: путь длиною в 150 лет», газета «Заман Жаршысы», №45 от10 ноября 2017 г.
  6. Примин В. «На чем произрастает казахстанский патриотизм», журнал «Мысль», Алматы, 1998 г., стр.28.
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив